История наружной рекламы в Петербурге за период с 1917-2017
Накануне годовщины тех самых событий невольно задумаешься о ходе истории и захочешь сделать пусть и поверхностное сравнение что изменилось в наружной рекламе за прошедшие 100 лет.
1917
Рассматривая фотографии Петрограда 1917-го хорошо видно какая реклама была в то время на улицах города и фасадах домов. Прежде всего хочется сказать что она была и именно в исторической части города, в том числе и на Невском проспекте в достаточно большом количестве.
Удивляет то что помимо размещения рекламных вывесок на уровне первого и цокольного этажей рекламу активно вешали и на уровне второго и третьего этажа.
Вывески делились на две группы не световые рекламные щиты и вывески с объемными и псевдобъемными символами были не световыми.
Большинство вывесок представляли собой прямоугольные фанерные щиты в деревянных рамах на которых красками наносилось название магазина или мануфактуры.
Часто встречаются вывески в виде объемных букв сделанных из дерева на деревянных подложках. Все вывески закреплены на фасадах зданий под фризами на уровне цокольного, первого второго и даже третьего этажа. Встречаются и достаточно большие рекламные поверхности как принято сейчас называть билборды которые размещались на глухих стенах выходящих к примеру на Обводный канал.
На этих поверхностях так же красками наносились рекламные плакаты которые порой заказывались у знаменитых художников того времени.
На центральных магазинах города таких как Елисеевский, Гостинный двор и т. д. рекламы практически нет вообще так как и так понятно всем что там находится. У вывесок есть некий единый стиль и форма и вся наружная реклама в целом смотрится достаточно аккуратно.
1920-е
Времена НЭПа очень напоминают ситуацию с наружной рекламой в Петербурге в 2000-х годах.
Технологии остались прежними, но количество вывесок выросло в разы. Нагромождение рекламы видны на многих фотографиях того времени. Над входом в магазин могла быть не просто вывеска, а весь вход в магазин составляет единый рекламный портал с несколькими рекламными поверхностями.
Что и говорить НЕП дал толчок развития коммерции и конкуренции, а значит нужно было как то выделится среди остальных и одним из способов была наружная реклама.
1930-1940
В 30-х годах жители страны Советов благополучно забыли о том что есть конкуренция и окунулись в мир планового хозяйства, авралов, пятилеток и прочих радостей социализма. Наружная реклама превратилась в информационную и сократилась на две трети. Различные конструкции с агитпропом возместили убыль наружной рекламы и не давали советскому человеку забыть о том что роль партии в его жизни огромна. Этот процесс вполне ограничен для планового хозяйства.
Зачем реклама если в стране нет конкуренции? Зато есть соц соревнование о котором как раз сообщит огромный плакат или вывеска на доме - Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство.
1950-1960
Начиная с 50-х годов наружная реклама или правильнее будет сказать информационная реклама в СССР претерпевает некоторые изменения связанные с совершенствованием технологий. Меняются материалы на смену дереву приходит металл и световые элементы в виде ламп накаливания и неоновых трубок. Реклама становится постепенно световой. В большинстве своем это некие типовые решения например вывеска гастроном или библиотека, указатель автобусной остановки или метро, но бывают и исключения для больших магазинов, концертных задов и кинотеатров.
Можно встретить действительно рекламу которая работает по своему назначению - огромные афиши кинотеатров и достаточно редкие вывески-лозунги : "храните деньги в сберегательной кассе" или "летайте самолетами аэрофлота".
Чаще всего в наружке встречаются объемные световые буквы двух типов засветки - открытый неон и контр ажурная засветка. Сами буквы изготавливаются из металла и закреплялись на металлической раме.
1970
В 70-х появляются различные бегущие строки, анимация различные цветовые вариации, но в целом наружка выглядит типовой утилитарной и неинтересной. Да! Шарм неоновых вывесок это добрая и забытая классика, но все же как все было однообразно!
Некоторым разнообразием жителей города могли порадовать различные праздники например Новый год когда город украшался или например смена генерального секретаря.
1990-2000
Только начиная с конца 80-х когда в стране начинается перестройка можно говорить об начале движения в развитии наружной рекламы именно рекламы, а не как информации. Разрешение индивидуальной трудовой деятельности дало толчок к созданию кооперативов и частных магазинов которым естественно потребовалась наружная реклама.
Вначале робкие попытки сделать световой короб, но уже к концу 90-х вся страна будет пестреть различными вывесками и консолями которые забьют все фасады в Петербурге.
Наши дни.
В наши дни возможно кто-то скажет что рекламы слишком много и она иногда смотрится слишком просто, а иногда слишком вычурно главное как нам кажется жизнь не стоит на месте и реклама работает. Хуже всего когда наружная реклама перестает продавать машины, колбасу или просто радует глаз своей необычностью, а превращается в агит пропаганду!